Пятница, 21.07.2017, 01:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МО учителей истории и обществознания

Методическое объединение учителей истории и обществознания 

 

 

 

ФИО

Должность

Категория

Стаж

Образование

Год последнего повышения квалификации

Звания, награды

Алексеева Ольга Николаевна

Учитель истории

Высшая

Общий 9 лет, педагогический 9 лет

КГУ, 2005. Историк. Преподаватель.

2012

Грамота Департамента социальной политики Администрации города Кургана, 2013

Архипова Светлана Анатольевна

Учитель истории и обществознания

Высшая

Общий 18 лет, педагогический 18 лет

КГУ, 1999. Учитель истории и социально-экономических дисциплин.

2014

Почётная грамота Администрации города Кургана, 2013

Кухович Елена Васильевна

Учитель обществознания

Высшая

Общий 23 года, педагогический 21 год

1) КГПИ, 1990. Учитель русского языка и литературы.

 

2) КГУ, 2001. Юрист.

2012

Грамота Департамента социальной политики Администрации города Кургана, 2013

 

Алексеева О.Н. 

Бинарные уроки: теория и практика

Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, когда урок ведут два учителя. Бинарный урок – это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся. Почему? Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное – увлечь школьников, спровоцировать творческий поиск?

Организация бинарного урока – это творчество на всех уровнях: администрации с расписанием, учителей в подготовке и проведении, учеников в ситуативности и умении интегрировать знания.

К сожалению, бинарные уроки в классно-урочной системе – это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов, возникают сложности с расписанием. Да и времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный.

Как выход: Однако бинарное занятие – это не только урок, но и внеклассное мероприятие.

Форма проведения бинарного занятия увлекательна и нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке дает возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал ребят, побуждают их к активному познанию мира, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

При проведении бинарных уроков можно убедиться в их эффективности и целесообразности в учебном процессе

Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности. При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование.

Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные обучающимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

История + Астрономия = «Открытия М.В. Ломоносова»

История + Математика = «История обыкновенных дробей»

История + Литература = «Хронология Великой Отечественной в поэтических строках»

История + МХК = «Театр Древней Греции»

История + ОБЖ = «Историческое значение опыта войны 1812 года в военной и современной истории»

История + Физика = «Вторая мировая война и термоядерная реакция»

История + Русский язык = «Культура при Петре I. Реформа языка»

История + Изобразительное искусство = «Смутное время» 

 

 

 

Кухович Е.В. Роль музея в духовно-нравственном воспитании

В сферу духовно нравственного воспитания включены такие понятия, как личность, самопознание, семья, школа, общество, Отечество.

Школьный музей помогает приобщить обучающихся к ценностям  общества через фонды, экспозиции, примеры судеб учителей, выпускников, ветеранов.

Я остановлюсь на  понятиях  личность, семья, школа.

Начну с Личности.

Школьный музей- это место, где перемешаны времена, события, люди. (Перемешаны в буквальном смысле, так как до возникновения нашей школы, были проведены археологические раскопки, здесь было 2 кургана саргатской культуры 4-2 вв. до н.э., а в 2013 году школе исполняется 25 лет).

Ребята нашей школы, посещая музей, имеют возможность рассматривать  фотоальбомы летописи школы, узнавать своих одноклассников, себя, учителей в разные годы( в первом классе, в 5 и т.д.). Это интересное и увлекательное занятие, способствующее развитию личности, подталкивающее к самосовершенствованию, самопознанию. Ребёнок стремится стать лучше.

Само по себе посещение музея мало, что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, достоянием души. В процессе становления личности, познавая окружающий мир, подросток задаётся вопросом:

В чём смысл жизни,  как стать счастливым, кем быть?

Видное место в этом процессе занимает музей, где  предметы являются хранителями человеческой памяти. Они активно могут служить человеку, расширяя его кругозор, укрепляя дух, закладывая основы нравственности, углубляя осознание преемственной связи всех живущих ныне поколений с далекими предками, немало сделавшими для своих потомков.

Какие экспонаты музея могут подтолкнуть детей к саморазвитию?

В первую очередь это фотографии медалистов - выпускников школы, которые могут способствовать успешной учёбе. (Например, когда я в этом учебном году  пригласила 11 Б на урок в музей, для Дудина Александра было неожиданностью, что моя дочь закончила школу с серебряной медалью. Затем  другие ребята заметили её иллюстрацию к роману Пушкина «Дубровский». Этот набросок был выполнен ещё в пятом классе при подготовке к уроку литературы.  Уже уходя, долго ещё мы  вместе обсуждали. Я обратила внимание, что это вызвало интерес и любопытство у ребят.)  Всего у нас 46 выпускников, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями.

Какие ещё экспонаты музея могут подтолкнуть к саморазвитию…

Во- вторых, это творчество учителей (на стендах можно увидеть стихи педагогов, всевозможные интересные задумки дня самоуправления, одежду из разных материалов…например, работы  учителей ИЗО Н. Г. Ворокосовой и Н.Д.Сибгатулиной)

Здесь же хранится дневник ветерана событий 1956 года в Венгрии Сельницына Александра Кузьмича с эпиграфом «Вы должны жить счастливее!»

А также дневник Андрея Фёдоровича Кутина, ветерана Великой Отечественной войны, объясняющий нам зачем надо ЖИТЬ – чтобы оставить после себя добрые дела.

Современные ребята изучают, как другие  проходили нелёгкий школьный путь и задумываются о том, смогут ли они так же после себя оставить память через творческую деятельность…

В работе по направлению «семья» школьный музей хранит составленные родословные, а также сочинения, например, «Судьба семьи в судьбе страны».

Интересен и проект  «Старые фотографии».  Изучая историю своей семьи, дети находили старые фотографии, подписывали их, собирали воспоминания родных и с гордостью этот материал передавали на хранение в школьный музей.

Фотографии!!!! Нельзя не отметить, что многие ребята узнают на стендах своих родителей, что также сближает поколения (Пшеничников Сергей в этом учебном году привёл сына в первый класс и тот узнал на экскурсии по музею своего папу на фотографии)

 Материалы  книги «Хранители семейных ценностей» содержат информацию о старых вещах.  Школьники не только собирают воспоминания родных о старых предметах, но и с разрешения взрослых дарят их в фонд школьного музея. Например, Баёв Павел принёс   пионерский галстук.

Перейдём к следующему понятию Школа.

 Чтобы научиться различать добро и зло, хорошее и плохое, надо видеть и знать многое.

Традиционно в начале учебного года прводятся экскурсии для начального звена по истории школы, где обучающиеся знакомятся с биографией и судьбой  педагогов(например, Стенникову М Н.., Кочарину Г.Я., Кирееву Н.Г. знает вся школа)

  • В музее проходят встречи с интересными и  известными людьми города Кургана (слайд Витебский, Потанин)Например, такая встреча состоялась с Третяк Еленой Ивановной (актрисой, бутафор),которая является автором фигур во дворе  дома № 15 в 6 микрорайоне. Елена Ивановна украсила не только свой двор, но и часть города. Примером своей жизни она показала любовь и уважение к труду, творчеству, слову.
  • Иванова Людмила Юрьевна,  член зауральского генеалогического общества, рассказала о своей истории, подарила книгу «У деревеньки, у речки».

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны, если человек будет противопоставлять себя другим, они абсолютно невозможны в изоляции от общества,  предполагающего его  соучастие в этом процессе. Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активная позиция, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для конкретного человека ценности, убеждения, потребности.

Через изучение личного примера учителей школы, выпускников, работу с экспонатами, через встречи и экскурсии, составление коллекций и выставок происходит  личностный рост.

Можно ли измерить личностный рост? (на этот вопрос специалисты отвечают по-разному )

На наш взгляд, очень важны публичные выступления (на классных часах, конференциях), которые напряжены чувственно эмоциональным состоянием и прожиты. Эти волнительные моменты с радостью остаются в памяти навсегда. Такие мгновения на чувственном опыте влияют на становление Личности.

Можно проследить  внутренний рост человека по его продуктам деятельности (дневникам, анкетам, коллекциям) Современные дети коллекционируют зачастую необыкновенные вещи - транспортные билеты, этикетки от одежды. Это развивает внимание, терпение. Нужно направлять этот процесс в более серьёзные коллекции, например, создание достижений, портфолио.

 Ежегодно также проходят встречи выпускников прошлых лет. На Вечер встречи  2014 года пришли в школу более 100 человек юбилейных выпусков. Нынешние ребята могли на перспективу увидеть,  с каким гостеприимством и теплом будут и их ждать и встречать после окончания школы!

 Мы поддерживаем связь с выпускниками,

По их отзывам о щколе мы можем убедиться в том, что  память хранящаяся в ШМ –помогает в становлении и развитии личности

Например, Петухова-Бортничук Ирина вот что пишет о школе

Вот и прошло уже 10 лет после окончания школы!

Это был сложный, но в то же время интересный период в моей жизни! В 5 школу я пришла ребенком, а ушла взрослой девушкой, со своим мировоззрением.

О своих учителях я могу сказать только самые хорошие слова. Каждый из них вложил в меня частичку своего«Я», но особенно хочется выделить дорогую мне, Арефьеву Ирину Владимировну!

Именно она помогла мне поверить в себя, в свои знания, в свои возможности. Благодаря ее урокам, ее рекомендациям я не останавливалась на достигнутом, самосовершенствовалась и развивалась. И как результат - золотая медаль! Огромное ей спасибо за это от Всей нашей семьи!

 Часть отзыва я зачитаю:

благодаря школе я получила высокий уровень знаний, что помогло мне поступить бесплатно в Уральский Государственный Экономический Университет и без особых трудностей в дальнейшем получить красный диплом.

Мои одноклассники…Мы все были очень разные, в силу своего возраста не хотели, а иногда и не могли понять друг друга, поэтому ссорились, но очень быстро мирились. Благодаря им , я научилась отстаивать свою точку зрения, начала ценить настоящую и преданную дружбу.

В - общем, я никогда не забуду школьные годы – период моего становления и взросления! Спасибо Всему педагогическому коллективу школы №5 за то, что поддерживаете статус школы "

Пушкарёв Виталий

В 2003 году после окончания школы я переехал в город Тюмень. Поступил в Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет.  Свою спортивную карьеру продолжил в Клубе Спортивного Ориентирования "Ермак". В 2005 году выполнил норматив Мастер Спорта РФ по спортивному ориентированию. В 2006 году стал Чемпионом Уральского Федерального Округа по спортивному ориентированию и призером Первенства России. По итогам Первенства России был вызван в юношескую сборную России для участия в Кубке Европе (Швейцария). В 2008 году - окончил университет с красным дипломом.

А вот воспоминания Пушкарёва Виталия про школу: во-первых, я очень благодарен Школе №5, а в частности, всему преподавательскому составу. С полученным багажом знаний мне комфортно было учиться в университете, и достаточно легко закончить его с красным дипломом. Во-вторых, спустя много лет,  узнавая за эти годы от своих друзей о том, как учили их, я понимаю, что наша школа очень и очень хорошая. Мне очень нравилось в ней учиться, и не доставляло каких- либо хлопот. Объясняли нам на уроках доступно, спрашивали в меру, класс был дружным.  Видимо все эти составляющие и стали залогом нашего успешного обучения!

Таким образом, могу сказать, что средствами школьного музея  мы стремимся заложить  основы таких понятий как Память (учителя, выпускники, известные люди, ветераны) и внимание (обратная связь через сочинения, письма, поделки, проведение экскурсий)

 

 

 

Архипова С.А. 

Методические рекомендации по проведению массовых мероприятий и уроков в музее

Школьный музей работает по плану, составленному на год, многие мероприятия стали традиционными, например, в сентябре-октрябре мы проводим  обзорные экскурсии для первоклассников, а в  ноябре-декабре встречи с ветеранами, известными людьми нашего города. требования к проведению занятий со школьниками в музее, среди которых выделим следующие

•      когда дети не устали и готовы к восприятию;

•      каждое посещение музея –должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

•      следует отказаться от длительных обзорных экскурсий как безумно тяжелых для детей;

•      итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей на тему увиденного.

Принципы усвоения музейной информации

1)      проблемно-поисковый характер проведения экскурсии;

2) отбор экспонатов на основе возрастных интересов ребенка;

3) осознание ребенком конкретной цели его посещения музея

 

Как правило, одного посещения музея в год недостаточно так как

Различают несколько уровней  освоения музея, первый – это Информирование (наглядно-образное восприятие-первоклассники читать не умеют, поэтому запоминают наиболее яркие большие экспонаты, интересные рассказы)

 Второй уровень – это обучение, – вторая ступень освоения музейной информации на более качественном уровне, включающем, помимо новых знаний, новые умения и определенный опыт. Музейный предмет как непосредственный источник знаний, и умению «вступать с ним в контакт», основам анализа необходимо учить.

 Обучение в школьном музее осуществляется по музейно-педагогическим программам  предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний и умений в форме музейного урока, занятия в кружке.

В век технического прогресса, когда ценится сиюминутно полезное, возникает опасность потери интереса к прошлому. Музей через хранимые им свидетельства осуществляет этот контакт, воспитывая также уважение к минувшим поколениям, если оно исчезнет… человек перестанет быть существом нравственным

Вот здесь возникает проблема, так как культура слушания и культура чтения находятся в достаточно проблематичном состоянии. Дети сами признаются в том, что не любят читать, в домашних условиях редко берут книгу в руки, поэтому в музее можно и нужно использовать книгу как работу с источником, например это можно организовать вот так

Детям предлагаю взять книги «Хранители семейных ценностей», прочитать фрагмент сочинения студентки КГУ о сохранении памяти, ответить на вопрос ? согласны ли вы с её точкой зрения ? Выскажите свою позицию.

Далее перейти на стр. рассмотреть фотографию Юровских Евгении Владимировны, что она  держит в руках? Вот так, через небольшой предмет мы можем перейти к судьбе интереснейшего человека Ванды Ивановны Попелат

 Третий  уровень освоения музея  - Развитие творческих начал как технологический этап музейно-педагогической деятельности невозможен без общения и досуга. В этой же книге предлагаю открыть стр…на которой учащиеся нашей школы составили сочинения  о старинных вещах, у себя дома.

Как правило, у многих ребят проявляется удивление, неужели в книге  действительно наши  школьники? Мотивация  и познавательный  интерес  повышается. Каждый из вас наверное мысленно сравнил,прикинул,а какие вещи старины есть у вас. Так и детям можно предложить подобную творческую работу в качестве домашнего задания

На базе нашего кружка Активисты школьного музея в прошлом году был подготовлен праздник для ветеранов, выпущены несколько публикаций, а в этом году дети проявили желание создать свою команду КВН. Результат освоения  школьного музея не сразу видно, кто то из ребят устно проговорит полученные знания, кто то перейдёт от слов к делу. Так, например, выпускник  2007года нашей школы Петровский Павел принял участие в детальности поисковых отрядов «Вахта памяти» в Карелии городе Орёл, Болховский район. В этих местах в грозный 1942 год проходила Болховская наступательная операция, провальная и кровопролитная

12 октября 2012 года  произошла встреча с Павлом Петровским  с учащимися старших классов. Поразительные открытия сделал для себя Павел после Вахты памяти,

Когда держишь в руках череп человека простреленного насквозь..и другие вещи..это формирует другие ценности, начинаешь ценить не только свою жизнь, но и жизнь других
Изменилось отношение к празднику 9 мая, если раньше это был повод для отдыха, то сейчас, видя ветеранов, просыпаются такие чувства, когда слёзы наворачиваются на глаза. Ветераны, это люди на которых нужно равняться

Данный материал можно использовать при проведении тематических экскурсий по теме «Великая Отечественная война, а также о выпускниках школы, «Помни войну» ,для закрепления  целесообразно использовать аудио и видео материалы

В нашем музее существует аудио виде о архив, и виде материалы, где хранятся  записи со встреч с ветеранами войны и тыла, ветеранами труда ,писателем Потаниным, фильмы об известных людях Зауралья С.Капаниной,С.Шилове.Л.Тумановой.,фильмы А.Голубкина.

Таким образом Чтобы сделать работу музея более эффективной, нужно помнить о  требованиях и принципах  организации мероприятий, уровнях усвоения информации, необходимости  использования книг краеведческой направленности, а также аудио и видео материалов.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31